Получаем диагностическую карту по новым правилам. Что будут проверять и сколько нужно времени...
Расскажем о ключевых изменениях.
Для процедуры мы взяли Volkswagen Tiguan, которому как раз исполнилось четыре года — то есть машине пора впервые посетить ТО.
Напомним про ключевые изменения. Во-первых, появилось обязательное фотографирование автомобиля перед и после диагностики.
Во-вторых, карты теперь оформляются в электронном виде прямо в информационной системе ЕАИСТО. В неё же вносятся фотографии с указанием координат места и времени съёмки.
Как всё это происходит, мы покажем на кроссовере Volkswagen Tiguan, которому исполнилось четыре года.
С 1 марта техосмотр проводится по новым правилам, и без визита к оператору получить диагностическую карту уже не выйдет. Но нюанс заключается в том, что до 1 октября бежать за новыми документами не надо: премьер-министр России Михаил Мишустин продлил срок действия уже выданных карт до середины осени, потому что система к новым правилам оказалась не готова. Но многие автовладельцы думают наперед: чтобы избежать суматохи после 1 октября - делают ТО уже сегодня.
Подготовка к осмотру и проверка колёс
Оператор линии техосмотра просит свидетельство о регистрации автомобиля и сверяет данные.
Следующий шаг — фотосессия.
Автомобиль снимается спереди так, чтобы были видны и читались номера и марка машины. Фотографируют на обычный смартфон, который фиксирует координаты места съёмки, а также время, когда фото было сделано, — никакой дорогущей, специализированной фототехники. Без загрузки первой фотографии начать процесс оформления диагностической карты в ЕАИСТО невозможно.
Далее проверяют давление в шинах (оно должно быть одинаковым во всех покрышках), одновременно осматривая диски на наличие трещин, внешних порезов на покрышках, замеряет глубину рисунка протектора. Обязательное условие: все четыре шины должны быть одинаковыми. Это раньше требовалась установка одинаковых шин только на одной оси, а теперь — на всех. На первичные проверки уходит всего пара минут.
Кстати, бытует миф, что нельзя пройти пройти техосмотр, если на машине нет брызговиков. На самом деле автомобиль должен иметь только предусмотренные конструкцией брызговики, а если конструкцией машины они не предусмотрены, то требовать их никто не будет. Проверка простая: если на машине имеются посадочные места для брызговиков и технологические отверстия для их крепления, то они должны быть установлены.
Ещё один нюанс: ГОСТом оговаривается наличие только задних брызговиков.
Проверка головной оптики
Техник просит выставить светокорректор на ноль, но если на машине стоят адаптивные диодные фары и корректора нет — можно обойтись без этой операции. Сначала проверяют ближний и дальний свет на одной фаре, потом на другой — эксперт смотрит светотеневую границу и распределение пучка. Точно так же проверяется горизонт противотуманных фар. Даже недавно настроенные фары могут «сбиться» на кочках"
Проверка тормозов
Машину загоняют на роликовый стенд. Сначала передними колёсами. Стенд раскручивает ролики, эксперт просит плавно нажать на педаль тормоза. По монитору бегут два зелёных столбца, в двух окошках меняются цифры — это результаты измерения удельной силы торможения. Посередине — показания разницы этой удельной силы на двух колёсах, которая не должна превышать 20 единиц. У нас стенд намерил всего девять.
Затем машину нужно продвинуть вперёд — так, чтобы задние колёса встали на эти же ролики. Аналогичным образом проверяется удельная сила торможения на задних колёсах, а затем — стояночный тормоз. Ролики снова раскручивают колёса, а водитель по команде техника должен плавно потянуть ручник. Либо, как в нашем случае, активировать электромеханический стояночный тормоз. И тут уже равномерность не требуется: если хотя бы одно колесо тормозит нормально, и удельная сила этого торможения больше 16 единиц, то ручник считается исправным. Ведь даже одно заблокированное колесо удержит автомобиль от скатывания. На эти процедуры у нас ушло ещё 3 минуты.
Осмотр подвески, проверка люфтов
Следующий этап — поиск люфтов в подвеске. Для этого автомобиль загоняется на так называемый люфтомер — разновидность вибростенда. Переднее колесо ставится на специальную площадку, которая начинает дёргаться из стороны в сторону. Техник в это время находится в смотровой яме, где контролирует состояние шаровых опор, рулевых тяг и амортизаторов.
По словам эксперта, люфтдетектор проверяет именно нагруженный автомобиль, что выгодно отличает его от проверки на подъёмнике при вывешенных колёсах — поэтому оценить состояние элементов подвески можно куда точнее. В нашем случае никаких люфтов не обнаружилось. А если бы они выявились, то пришлось бы использовать люфтомер — специальный прибор, одна часть которого устанавливается на колесе, другая — на руле. Руль покачивается из стороны в сторону, а на табло высвечивается величина люфта.
Для проверки машины снизу оператор спускается в смотровую яму. Он ищет внутренние порезы шин, подтёки масла и жидкостей, которых быть не должно, течи тормозных шлангов, а также наличие на них трещин или вздутий. После этого изучаются изменения, внесённые в выхлопную систему. С вырезанным катализатором или прямоточным глушителем техосмотр не пройти. На эти проверки уходит ещё пять минут.
Аптечка, огнетушитель, знак
Дальше проверяют аптечку, знак аварийной остановки, а также огнетушитель. У огнетушителя проверяется работоспособность (осматривается состояние и показания манометра) и срок годности. В аптечке проверяется комплектность: в ней должны быть только перевязочные материалы и перекись водорода.
Знак аварийной остановки обязан соответствовать ГОСТу: внутри пластиковой светоотражающей рамки должна быть контрастная оранжевая, также светоотражающая вставка. Проверяется запасное колесо — оно не должно быть «лысым». Также контролируется его крепление. Если машина оборудована докаткой или насосом с баллоном герметика, проверяется их наличие: если запасное колесо для автомобили не предусмотрено, то требовать его не будут. Эти проверки заняли около пяти минут.
Салон и световые приборы
Далее проверяется салон автомобиля: исправность сигнала, работоспособность контрольных ламп... Для проверки ламп последовательно включаются поворотники, аварийка, ближний и дальний свет, стояночный тормоз. Затем проверяются все ремни безопасности. Эксперт дёргает каждый, проверяя, срабатывает ли блокировка ремня.
Важный момент: если в машине установлено детское кресло, то эксперт потребует документы и на него (известные бренды обычно прикладывают к покупке копию сертификата). Несертифицированное кресло служит основанием для отказа в выдаче диагностической карты.
Проверяется крышка бензобака: она должна быть на месте и нормально закрываться. Проверяется работоспособность механизма стеклоподъёмников.
Следующий этап — контроль светопропускной способности передних стёкол. Она должна быть не менее 70 процентов. У нас на заводских стёклах намерили 98%. А на ветровом стекле не должно быть сколов и трещин в зоне работы водительского стеклоочистителя.
Наконец, простой осмотр внешних световых приборов. Сначала спереди: поворотники, стеклоочистители и омыватели. Если есть омыватели фар, они также должны исправно работать. Проверяется и работа противотуманных фар. Любые виды плёнки на светотехнике запрещены.
Затем проверяются задние световые приборы, стеклоочиститель и омыватель (если они есть). К световым приборам добавляются стоп-сигналы, фонари заднего хода, а также задний противотуманный фонарь. В сумме все эти проверки занимают восемь минут.

Проверка выхлопа и последний кадр
Следующий этап — замер уровня вредных выбросов в выхлопе. В трубу вставляется газоанализатор, машина сначала работает на холостых, потом техник просит повысить до 3000–3500 оборотов в минуту и снова вернуться к холостым. На экране прибора — приятные взору нули. Допустимая норма — 0,8 грамма на километр.
Так как машина находится в штатном состоянии и признаки переоборудования автомобиля отсутствуют, техосмотр заканчивается. После завершения эксперт делает вторую фотографию машины, сзади — опять так, чтобы было видно марку и номер. На это уходит ещё пара минут. А на полный осмотр понадобилось 25 минут.
Самые частые причина для отказа в выдаче диагностической карты
1. Самая распространённая причина отказа в оформлении диагностической карты — это самовольное переоборудование автомобиля. Причём часто владельцы даже не понимают, что сделали что-то неправильно. Речь идёт про самопальные багажники и фаркопы, различные накладки на стёкла и дополнительные зеркала. То же касается установки навигаторов или радар-детекторов на стекло — считается, что они затрудняют водителю обзор. И техосмотр точно не пройдут машины с газовым оборудованием, если на него нет сертификата.